НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

Нравственно — патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.       Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт — формирование личности человека — происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос: как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в старшей группе нашего детского сада создан кружок «Горница». Целью создания студии «Горница» послужило развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада по патриотическому воспитанию, а также воспитание личности ребенка, приобщение детей к русской народной культуре, формирование нравственно- духовного начала. Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры, и в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

    Нами были отобраны следующие приоритеты:

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора.

3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

4. Знакомство с народным искусством.

5. Знакомство с русскими народными играми.

 Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Освободив в детском саду помещение, соорудили в нем русскую избу. Сложили печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили домотканые половики, сшили занавески на окна и украсили строченым шитьем. В «избе» теперь есть чугунок, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, прялка и веретено, сундук и много разной утвари. Во всей этой   работе принимали участие родители и оказывали посильную помощь.

Все занятия по ознакомлению с русским народным творчеством стали проходить в «избе». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. А специально для изучения народного искусства мы оборудовали уголок народных промыслов. В этом уголке собраны образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки, разные виды народной вышивки. Здесь дети не только знакомятся с разнообразием народного искусства, но и получают специальные навыки и умения: расписывать игрушки по типу дымковской, лепят посуду, украшают ее орнаментом.  Так мы начинали, а далее нами была проделана огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников —  всего того, что постепенно складывалось в систему.

   Мы стараемся соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрали потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего возраста. Младших детей знакомим с колыбельными песнями, пословицами, поговорками, загадками. Педагоги нашего сада разработали серию занятий с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов русского быта. Ребят старшего возраста знакомим с русской народной лирической песней, частушкой.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В рождество ходили со «звездой», поздравляли колядкой жителей микрорайона и родителей, и сотрудников детского сада. Проводим обряд «Капуста», обряд «Кузьма и Демьян»; встречаем и провожаем Масленицу. Сценарии обрядовых праздников, которые мы проводим для наших детей посвящены разным циклам земледельческого календаря и отражают свойственное обряду смешение языческих и христианских элементов. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры являются национальным богатством, поэтому наши дети знают и умеют играть в русские народные игры.

    Педагогами детского сада совместно с родителями для знакомства с родным городом, областью и родной страной был подобран наглядный материал: репродукции картин, иллюстрации, фотографии прошлых лет. Вместе с детьми и родителями посещаем наш краеведческий музей. Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов, солдат Российской Армии.

     В нашем детском саду проходили семинары: «Воспитание патриотизма у детей через изучение истории и культуры России», «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре в различных видах деятельности», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно-патриотического воспитания».

     В работе с семьей опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

      Педагоги и дети нашего детского сада принимали участие во Всероссийском постоянно действующем конкурсе фото- и видеоматериалов «Живинка – секрет мастерства» и заняли второе место.

     Восстанавливая связь времен, возвращая утраченные ценности – мы воспитываем любовь к своей Родине.