«Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».

        «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

 Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

 Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости т любознательности».

                                                                                                             В.А. Сухомлинский

         В настоящее время Федеральными образовательными стандартами дошкольного образования поставлены сложные задачи обеспечения высокого уровня мыслительной деятельности выпускников дошкольных образовательных учреждений, так как именно дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базовую основу для всех остальных образовательных звеньев.

Детский сад – первое звено в системе образования.

          Игры В. Воскобовича — необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.

           Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности. Развивающие игры В. Воскобовича дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

          Цели занятий с игровыми материалами  В.Воскобовича:

      — Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности;

      — Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества;

      — Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

      — Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических представлений;

      — Развитие мелкой моторики.

          Задачи:

  1. Развивать конструктивные  навыки в процессе использования игр;
  2. Способствовать развитию тонкой моторики, пространственного мышления, творческого воображения;
  3. Формировать умение сравнивать;
  4. Устанавливать эталоны формы и величины, структуру (стороны, углы вершины), геометрические фигуры;
  5. Совершенствовать внимание, память, речь.

      В играх В. Воскобовича реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

      Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы. Развивающие игры  В Воскобовича – это многофункциональный целостный  компонент, позволяющий в игровой форме успешно развивать у детей логику, память, мышление, моторику и другие психологические процессы, а также обучать их счету и чтению.

      Следует отметить, что основу развивающих игр  В.Воскобовича  составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение. Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы.

       Принципы методики  В.Воскобовича

     Обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки.

Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы.           Вторым принципом методики Воскобовича является игра с пользой.

Развивающие игры автора достаточно многофункциональны,  игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал.

Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.

      Основные направления развивающих  игр В. Воскобовича:

— Сенсорное развитие (тактильное восприятие, форма, цвет, ЭМП);

— Развитие моторики (сенсорномоторная координация, активизация работы полушарий мозга, формирование навыков письма);

 — Развитие социальных навыков (коммуникативная компетентность, знакомство с окружающим миром);

 —  Развитие пространственного мышления;

 —  Развитие логического мышления (наблюдение, осмысление, анализ и синтез);

 —  Развитие внимания и памяти, речи, воображения.

      Специфика развивающих игр Воскобовича

     Развивающие игры Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. Широкий возрастной диапазон игр достигается за счет того, что каждая игра является комплексной и содержит множество задач, которые доступны как двухлетним малышам, так и дошкольникам. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементов и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

      Из опыта работы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок к учебной деятельности способствуют нетрадиционные игры В. Воскобовича. Применяя данную технологию, можно достичь главной цели дошкольного образования – сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать общую культуру, развивать физические, интеллектуальные и личностные качества, которые обеспечат социальную успешность.

Список литературы:

  1. «Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». Материалы 3-й всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – СПб.: ООО «Политон-СПб», 2015
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2019.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.:Просвещение,2014